Литошенко Иван
Психоанализ – это, прежде всего, этика! – Гласит тезис Лакана. Что такое этика? Определения учебников говорят о том, что этика – это наука о нравственности и морали. Однако, не все философские школы определяют этику именно в этом плане. Например, Спиноза своим трактатом «Этика» не отождествляет понятие этики и морали и нравственности. Лишь мельком взглянув на содержание книги, можно заключить, что моральным вопросам в книге посвящена лишь незначительная ее часть, даже чисто моральные понятия добра и зла у Спинозы утрачивают свою моральную остроту и добро трактуется как то, что для нас полезно, зло, напротив, то, что вредно. Мораль – это система оценок (суждений), что благо, что не благо. Однако Делез утверждает, что в Этики Спинозы нет никакого суждения. Рассматривая Этику Спинозы, он заключает, что спинозианская этика – это онтология. Синтезируя понятия психоанализ = этика, этика = онтология, мы получим – психоанализ = онтология. В чем у Спинозы проявляется эта этическая онтология? Точка зрения этики здесь такова – что ты можешь? На что ты способен? Итак, Этика Спинозы принимает на себя вопрос становления.
Интересно так же взглянуть на мнение Лакана о том, что психоанализ – лишь становится наукой. Если взглянуть на этот тезис под углом спинозианской позиции становления, то смысл будет заключаться в том, что психоанализ не является наукой, а является неким становлением наукой.
Что это за становление. Взглянем сейчас на проблему становления с точки зрения Делеза и Спинозы. Становление здесь – становление Я. «Я – я непрестанно перехожу с одной степени совершенства на другую; иными словами, существует непрерывное варьирование способности к действию в форме «возрастание – уменьшение – прирост – убывание», или силы к существованию кого-нибудь сообразно идеям, которые у него есть» (Делез). Спиноза использует термин «аутоматон» - мы, говорит он, духовные автоматы, то есть не столько мы, сколько идеи, которые в нас самоутверждаются. До сего момента Лакан согласен с логикой Делеза и Спинозы, далее же начинается расхождение. Лакан использует термин Спинозы, но добавляет к «аутоматону», понятие «туке» (tuche) – встреча с Реальным. Тем самым, вводя в Спинозианскую концепцию становления желания нехватку. Делез с этим категорически не согласен и спорит с Лаканом, по средством Спинозы. Делез говорит, что великая идея Спинозы в том, что никогда бывает так, чтобы вам чего либо не хватало. Ваша способность быть аффектированным исполняется всеми способами. В любом случае ничто никогда не выражается – или не имеет оснований быть выраженным как нехватка. Такова формула: «Нет ничего кроме бытия». Всякая аффекция, всякая перцепция и всякое чувство, всякая страсть, есть аффекция, перцепция и страсть сущности.
Если у вас есть какие-либо вопросы - то можете написать мне, вся информация есть во вкладке "контакты"
Литошенко Иван
Консультации проводятся по предварительной
записи в удобное для Вас время