Литошенко Иван
Жиль Делез – крупнейший французский философ XX века. Родился в 1925 году, умер в 1995 году. Часто относится к философии «постмодернизма», в более узком масштабе его можно отнести к «постструктуралистам» и «деконструктивистам», занимает важную роль в истории философии, наравне с такими фигурами как Сартр, Фуко, Деррида, Лиотар, Бодрийяр и т.д. Жиль Делез выступил с резкой критикой психоанализа как Фрейдистского, так и Лакановского. На смену психоанализа он ставит «шизоанализ». Данная теория обстоятельно разбирается в двухтомнике «Капитализм и Шизофрения»
Главным посылом у Делеза является – множественность. Что это значит? Фрейд не замечал множественности. «Вы желаете совокупность» - добавляет Делез. «Наше осознанное восприятие состоит из бесконечного множества малых восприятий – совершенно так же как восприятие шума моря состоит из восприятий всех капель воды [отдельно - мое]» ». К примеру, аппетит, он образуется из тысяч разных мелких аппетитов, нет единого ощущения, каждая маленькая клеточка нуждается в определенных веществах из подобных скоплений и возникает единое чувство. Можно привести некоторые несколько отстранённый пример – монитор, он состоит из сотен маленьких пикселей и каждый из них только одного цвета, но мы, смотря на него, видим цельную картинку.
Отсюда исходит его концепт (я пользуюсь Делезовской терминологией) желания – Делез отлично иллюстрирует свою мысль. Я не желаю женщину – говорит он, добавляя, что стыдится говорить об этом. Пруст сказал – Я не желаю женщину, я желаю пейзаж, который окутал эту женщину, пейзаж, который, не знаю, важен ли, но я чувствую его. Пока я еще не разгадал этот пейзаж, который свернут в ней, то не буду счастлив, ибо так мое желание не будет удовлетворено – оно останется неудовлетворенным. – Я верю в общность двух слагаемых девушка/пейзаж – добавляет Делез
Суть его концепта желания так же в том, что не существует желания-в-себе (перефразирую Канта). Он приводит пример с выпивкой. Я не хочу выпить. Я не желаю выпить просто так – говорит он – всегда есть дополнительные условия, будь то досуг. Будь то компания или хорошее заведение. Теорию желаний со схожим примером мы найдем в Лекциях о Лейбнице – пример таверны. Если человека поставить перед выбором куда ему направиться в таверну или остаться дома и доделать работу. Его решение будет принять исходя из множества составляющих, будь то шеф, лишивший его премии накануне, или будь он трудоголик или наоборот. Результат не принимается сам по себе.
Если взять концепт сознания Фрейда, то мы увидим, что это круг и тремя составляющими – Эго, Суперэго и Ид. Если бы изобразим бессознательное Делеза, то это – ризома. Нет центра, никакой системы, комплекс, совокупность. Нет ни начала, ни конца.
Далее – тема бреда. Желать – значит грезить - говорит Делез. Он говорит – если рассмотреть грезу, то мы найдем его полностью противоположным тому, из чего исходит психоанализ. И отсюда из Делезовского бреда исходит его критика Эдипова комплекса. Мы грезим не семье, мы грезим не об отце или матери, мы грезим обо все мире, т.е. об истории, географии, пустынях и океанах. И вот это важно, не маленькая семья – а весь мир. Это очень хорошо соприкасается с множественностью, не одна семья, а многие. Он и вовсе утверждает, что грезы никак не связаны с отцом. Психоанализ не ведает о множественности.
Он приводит в пример историю с Фрейдом и Юнгом. Известно, что Юнг отошел от Фрейда после долгого сотрудничества. Так вот Юнг однажды рассказывал Фрейду сон – «Мне приснился склеп» - говорит Юнг. Фрейд ничего не мог понять, он только говорил – «Если вам приснилась кость – значит, кто-то скончается». «Но мне приснился склеп» - отвечал Юнг, Фрейд только повторял ему мысль с костью. И этого, говорит Делез, Фрейд не понимал – склеп – это не кость, это тысячи костей, Фрейд не улавливал эту разницу. Склеп – есть комплекс, склеп – ризома.
Делез говорит о комплексе, о совокупности. Если ребенок видит, как бьют истощенную лошадь, на улице, он может испытать ужас. (Смею напомнить, что Ницше испытал подобный стресс перед своим безумием, раньше это было довольно частым зрелищем.) Психоаналитик может сказать, что лошадь – образ отца. Делез же говорит, что Желание не связанно с отцом и даже с лошадью, это невероятный комплекс.
Жизнь – грезы. Если мне захочется грезить, то это будут грезы не о моем детстве, не о моей маленькой семье. Мы все грезим и эти грезы космические. Мы грезим о конце мира, о электронах и протонах, а не о маме с папой и это очевидно говорит Делез.
Следует еще сказать о бессознательном как фабрике, а не как театре. Это так же одна из важных составляющих Анти-Эдипа. Желания производятся машиной-желаний. Это тоже критика психоанализа. В психоанализе бессознательное становится театром, на котором ставится одна и та же пьеса. У Делеза в сознании творится не только трагедия Эдипа, в сознании производятся всевозможные трагедии – Эдип, Антигона, Прометей, Орест, Агамемнон и так далее – все они, а не один Эдип разыгрываются в наших грезах. Интересно, что Юнг добавляет к трагедии Эдипа еще и трагедию Электры, за что был раскритикован Фрейдом, по мнению Фрейда в Эдипе все сказано.
Делез говорит, что бессознательное – фабрика, там производятся желания. «Оно [;a] функционирует повсюду, иногда без остановок, иногда с перерывами. Оно дышит, оно греет, оно ест. Оно испражняется, оно целует. Но какое заблуждение говорить о нем как о чем-то одном и определенном [le ;a]. Повсюду — машины, и вовсе не метафорически: машины машин, с их стыковками, соединениями. Одна машина-орган подключена к другой машине-источнику: одна испускает поток, другая его срезает. Грудь — это машина, которая производит молоко, а рот — машина, состыкованная с ней.»
И важнейшая часть, без которой не было бы теории желаний Делеза – тело без органов. «Между желающими машинами и телом без органов разгорается явный конфликт. Любое соединение машин, любое машинное производство, любой машинный гул становятся невыносимыми для тела без органов». Тело без органов. Если грубо – душа. Это виртуальное или лучше сказать термином Делеза – актуальное выражение тела. Желающие машины и тело без органов – два полюса. Эти актуальности не реальны, но они возможны, они становятся реальными через взаимодействие с другими телами.
Итак, влияет ли книга Анти-Эдип на общество сегодня?
Делез отвечает – Да, это хорошая книга, она хороша, рассматривает бессознательное, именно в ней рассматривается концепт бессознательного, я имею ввиду именно этих двух-трех пунктов – множественность бессознательного; Грезы – как грезы о мире, а не семье; космические грезы, грезы рас, грезы племен – это хорошо; бессознательное как механизм или фабрика, а не как театр. Мне нечего изменить в этих трех пунктах, и, по-моему, это остается абсолютно новым мнением, так как все виды психоанализа были пересмотрены, я верю, что эта книга будет вновь открыта, быть может… Я буду молиться, чтобы ее вновь изучали…
Этому интервью в этом году будет 20 лет, со смерти Делеза прошло уже столько же, но нам нечего добавить к его словам.
Если у вас есть какие-либо вопросы - то можете написать мне, вся информация есть во вкладке "контакты"
Литошенко Иван
Консультации проводятся по предварительной
записи в удобное для Вас время