Your browser version is outdated. We recommend that you update your browser to the latest version.

Литошенко Иван. Конспект лекции. Метапсихология Делеза и Гваттари (ДГ).

Прочитана в Новосибирской Высшей Школе Аналитической Психологии 11.12.17

Введение к пониманию Шизоанализа

 

Часть 1. Представление о месте и роли ДГ в философии и психоанализе (~45 минут)

1.1. Рассмотрение философии Делеза в связи с историей философии

Философия Делеза вытекает из философских воззрений Ницше, Маркса, Спинозы, Лейбница, Кьеркегора и так далее. Однако сами эти фигуры всегда подвергаются искажению и деконструкции со стороны Делеза. Примером тому можно взять философию Ницше, которую Делез анализирует на протяжении всего философского пути (пример – деконструкция понятия Ницше о вечном возвращении). Делез встраивается в историю философии посредством своего метода

Из современников Делеза его философия самым тесным образом связанна с именами Фуко, Сартра, Бергсона, Лакана

Фуко писал в одном из своих текстов «Когда-нибудь ХХ век назовут веком Делеза»

1.2. Метод философии Делеза

Делез как философ вырабатывает свой метод работы с тестами философов. И во всех своих Историко-философских работах разбирает тексты философа через все методы приведенные ниже

1.2.1 Метод чтения текста – чтение прозводится двумя способами, обыденный, словно бы от лица человека незнакомого с философией и чтение философское, которое базируется на методе вычленения концептов

1.2.2. Метод концепта. Выводится Делезом в книге «Что такое философия?». Говорит о том, что каждый философ – это прежде всего творец концептов и главной задачей деконструкции текста – это поиск концептов того или иного философа. Делез говорит о том, что философ представляется ему прежде всего творцом концептов и когда, к примеру мы говорим о Канте, то говорить должны о нем не как о личности, а как о творце совершенно конкретных концептов, к примеру концепт трансцендентности.

1.2.3. Метод Ризомы. Каждый концепт просматриваемый через этот метод представляется перед нами как связанный тонкой и невидимой линией с другими концептами, а сами эти линии запутанны хаотичным порядком. Пример – Вечное возвращение Ницше, Повторение Фрейда и Различие Кьеркегора предстают как взаимосвязанные концепты в философии Делеза (его концепт - Ритурнель).

1.2.4. Метод постановки вопроса. Делез всегда решительно отказывался от спора опираясь на этот метод – Нужно сначала найти основание, если основание одно, то спор не нужен, если основания разные, то спор бессмыслен (Делез – статья Мы изобрели Ритурнель). Делез никогда не входит в полемику с другими фигурами в истории философии, он ставит просто качественно иной вопрос. Например, Что такое структурализм? – Кто такой структуралист? – По каким критериям узнают структурализм? Через этот метод Делез избегает спора и работает на другом уровне. Иной вопрос он ставит и в связи с психоанализом.

1.2.5. Метод перераспределения нагрузки концепта. Делез всегда берет некий концепт (пример, автоматизм Спинозы) и перенасыщает его с позиции современной гуманитарной мысли (автоматизм Спинозы, корнями уходящий к Аристотелю, привязывается к психическому автоматизму Кандинского-Клерамбо и рассматривается Делезом с позиции онтологии – подробнее во 2 части)

Вся совокупность делезовских методов нередко в философии называется – Методом деконструкциии Делеза

Психоанализ в текстах Делеза так же подвергается деконструкции.

1.3.Периодизация текстов Делеза

  1. Историко-философские (Эмпиризм и субьективность, Ницше, Кант, Бергсонизм, Спиноза и проблема выражения)
  2. Собственные (Логика смысла, Различие и Повторение, Кино)
  3. В соавторстве с Гваттари (психоанализ) (Капитализм и Шизофрения, Кафка, Что такое философия?)

Часть 2. Связь ДГ с психоанализом Лакана (~45 минут)

2.1. ДГ и Лакан (Основа – Перекрестная биография Делеза и Гваттари)

Гваттари проходил анализ у Лакана и был его постоянным слушателем. Гваттари даже устраивался личным водителем Лакана, во время того, как Гваттари развозил Лакана, Лакан его анализировал, такими путями Гваттари пытался попасть на анализ к Лакану.

У Гветтари была своя клиника, в которой он лечил людей с психотическими расстройствами, используя метод Лакана, а так же методы Анти-Психиатрии. Все, кто работал в клинике Гваттари обязаны были посещать каждый семинар Лакана, как это делал и сам Гваттари. До разрыва с Лаканом, Гваттари был «помазанником» Лакана, одним из его ближайших учеников. Лакан советовал Гваттари не печатать статьи Батра в своем журнале, однако сам Лакан никогда не печатал Гваттари.

2.2. Разрыв с Лаканом

До разрыва Лакан всегда очень лестно отзывался о Делезе, считая его одним из самых перспективных философов современности. Однако, после разрыва Лакан запрещает любое упоминание ДГ на своих семинарах, тем самым обьявив их персоной нон-грата.

Делез и Гваттари разрывают с психоанализом Лакана, однако не порывают с психоанализом как таковым, Гваттари до конца своей жизни вел психоаналитическую практику.

Делез в конце жизни в “работе” «Алфавит» говорит, что он (Делез), всегда оставался марксистом, а Гваттари всегда оставался психоаналитиком и выражал надежду на то, что его книга Анти-Эдип будет в будущем открыта, перечитана и переосмыслена еще раз и она принесет некое дополнение в психоаналитическую теорию.

ДГ в перевороте Лакановского психоанализа следуют не только своему методу деконструкции, но и методу Макрса. А именно, как Маркс перевернул диалектику Гегеля создав диалектический материализм, так ДГ переворачивают с ног на голову логику лакановского психоанализа и создает Шизоанализ.

Шизоанализ следует принципиально другой логике, убирая Лакановского Эдипа с пьедестала и ставя во главу логику шизофреника, на примере Шребера.

Гваттари говорил по этому поводу, что он продолжает восхищаться Лаканом, однако, после Лакана можно быть только лаканистом, поэтому он хочет быть не его последователем, а создать нечто принципиально иное.

2.3. Психоанализ – это этика. Что такое этика?

Этика – наука о морали и нравственности (словари по философии), так ли это у Лакана и ДГ?

ДГ и Лакан – все являются прилежными читателями Спинозы. Лакана и ДГ можно рассматривать, как разных учеников Спинозы, разных его читателей.

Лакан разворачивает свое понятие об этике в психоанализе на основании книги Спинозы «Этика», Лакан так же вслед за Спинозой переосмысливает понятия аристотеля об автоматоне и туше, вводя их в психоаналитическую логику.

Для Делеза же Этика является исключительно  онотологической, однако, это не означает, что она не имеет отношения к практике, более того, «Этическая онтология» является целиком практической. На основании, принципиально иного понимания Спинозы ДГ выводят ряд концептов, а именно, Перцепт, Аффект, Желание, Удовольствие. Все эти понятия в логике Шизоанализа преобразуются в качественно иные.

Часть 3. Собственно Шизоанализ ДГ, основные понятие и методология (~45 минут)

3.1.Основные понятие и их связь с практикой

Желание (Анти-Эдип часть 1 - основа). Для Делеза желание выглядит принципиально иначе, нежели в логике Лакана. Если для Лакана принято говорить, что желание – всегда представляется как некая нехватка, то для Делеза все выглядит принципиально иначе. Желание предстает перед Делезом как производство, для этого он вводит концепт Машины Желания. Желание работает подобно машине и этот процесс практически бесконечный, в первой главе Анти-Эдипа он говорит – «Повсюду – машины, и вовсе не метафорически: машины машин, с их стыковками, соединениями» Машины производят поток желания, другие машины осужествляют срезы потоков желания

Пример, Мать кормящая ребенка. Грудь представляется Делезом машиной, который производит поток (в данном случае - молоко), рот ребенка осуществляет срез потока, однако создает поток для пищеварительного тракта, который в свою очередь так же срезает и создает новые потоки. Такой процесс по сути своей продолжается бесконечно.

Аффект и Идея (Лекции о Спинозе, 1 лекция и книга что такое философия - основа). Аффект, если дословно для Делеза – модус мысли который ничего не репрезентирует (противоположен идее). Если перефразировать, то ДГ говорят о чувствах, «к примеру, надежда, тоска, любовь – все это не репрезентативно». В отличии от Аффекта – Идея всегда нечто репрезенитирует. Так же разбор этого концепта приводит ДГ на почву онтологии, Спинозы и психоанализа. Он говорит о том, что Желание возникает, как следствие смены одних идей на другие. Далее он начинает рассуждать в диалектической логике Ницше – воли к господству, в которой та или иная идея ведет к уменьшению или увеличению потенции. Одна идея – наполняет совершенством и дает возрастание воли к действию, другая ее отнимает.

Здесь ДГ переходят к критике концепта Желания у Лакана. Если Лакан говорит, что желание рождается в состоянии туше, то Делез говорит, что туше прерывает желание и желание существует только в автоматоне.

Ризома (Тысяча плато – глава Ризома). ДГ говорят, что логика женания по природе своей ризомотична и серийна. Здесь он говорит о бессознательном, которое всегда по сути своей хаотично и не имеет централизации, один элемент может быть связан с сотней других элементов и не иметь с ним ничего общего одновременно. Книги ДГ построены в логике Ризомы

Ритурнель (Тысяча Плато – Глава Ритурнель). Это однообразная и повторяющаяся песня, состоящая из нескольких протяжных слогов (ла-ла-ла), по сути своей представляет механизм приводящий машины желания в состояние автоматона. Пример, ребенку страшно и он напевает и пока он напевает его страх уходит (Такая песенка напоминает грубый набросок убаюкивающего и стабилизирующего, спокойного и устойчивого центра внутри хаоса).

4.2. Критика психоанализа исходя из выработанных ДГ концептов

Основным ядром критики становится для ДГ – Эдип.

Эдип в логике ДГ представляется как нарушение порядка автоматона, как навязанный психоаналитиком миф, который припятствует производству Желания, порабощая его и сужая до семейных фантазий.

С позиции критики ризоматичности, ДГ говорит, что из-за Эдипа бессознательное перестает иметь хаотичный вид, без центра, а обретает древовидную структуру, где от центра в разные стороны тянуться ветви. Центром же, или стволом ДГ называет означающее фаллоса. (Он [психоанализ] подчиняет бессознательное древовидным структурам, иерархическим графам, повторным воспоминаниям, центрированным органам, фаллосу, древу-фаллосу)

Часть 4. Шизоанализ как практика, клинические случаи (~45 минут)

4.1. Шизоанализ в клинике

Гваттари использовал наработки шизоанализа при работе в клинике с пациентами, а так же все наработки анти-психиатрического движения.

Гваттари позволял своим больным свободно ходить по больнице и в целом заниматься чем им заблагорассудиться, одним из самых курьезных случаев было – создание цирка шизофреников.

Гваттари занимался разработкой конкретных терапевтических моделей Шизоанализа, главной целью которого было – смывание патерналистской модели «навязанный» психоанализом и позволение свободной работе желающих машин. Налаживание желающего производства.

Из теоритических и практических находок вырастает переосмысление класических клинических случаев Фрейда и Кляйн.

4.2. Случай Шребера

Случай шребера для ДГ преставляется как протест против патернализма психоанализом, большая часть Анти-Эдипа построена на анализе случая Шребера и анализа функционирования Желающих Машин у Шребера. Шребер трактуется в терминах потоков и срезов.

4.3. Случай Ричарда и Человека с Волками

ДГ разбирая классические случаи приходят на почву Кляйн и разбирают игру Ричарда как яркий пример навязвывания психоаналитиком мифа об эдипе. (Поезд – это папа, вокзал – это мама)

ДГ трактуют случай Ричарда как сопростивление навязыванию патерналисткой модели. ДГ показывает, как происходит ограничение желающего производства у ребенка, грезы Ричарда не о папе и маме, грезы Ричарда о всем мире, об искусстве, политике и так далее.

Так же одним из примеров работы ДГ над классическими текстами становится работа над Человеком-Волком, а именно анализу сновидения у Человека-Волка.

Напомнить анализ сноведения ЧВ Фрейдом, в терминах сгущения, окно, фигуры волков на деревьях, оторванный хвост

Анализ сноведения Лаканом происходит в терминах означающего

ДГ обращается к случаю ЧВ для того, чтобы продемонтрировать движение желания. Желание всегда множественно и не единично, поток создает срез, срез новый поток, следующий поток создает серию срезов и потоков, число которых увеличивается до бесконечности. Фрейд что-то упустил, говорит Делез, при всем его гении он не заметил, что Волки всегда в стае. Фрейд трактует все в терминах сгущения, Волку отрывают хвост, но возвращается стая волков. Делез ставит волка как метафору Желания, которое со срезом (отрыв хвоста), лишь увеличивается (новая стая волков). Желание создает целую серию и это превращается в Желающее производство (Все о ЧВ по источнику – ДГ Тысяча Плато – глава 2 «1914. Один волк или несколько?»)

 

Если у вас есть какие-либо вопросы - то можете написать мне, вся информация есть во вкладке "контакты"

Литошенко Иван