Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Литошенко Иван

Бегство в сериалы

Феномен сериала в настоящее время набирает все большую популярность. Феномен уже был рассмотрен с точки зрения искусствоведения и филологии, и признан, благодаря их усилиям, одним из жанров киноискусства. Нам же интересно рассмотреть данный феномен с точки зрения психоанализа и понять, почему сериал стал так популярен, почему так многих людей «не отпускают» сериалы, и почему вокруг некоторых сериалов возник определенный культ.

Отвечая на поставленные вопросы необходимо обратиться к некоторым историческим данным и узнать, когда же сериал обрел нынешнюю, все возрастающую популярность. Изначально сериалы приняли образ бесконечной истории, дальше и дальше разворачиваясь во времени, создавая иллюзию бессмертия. Это были такие сериалы как «Санта-Барбара» и целая вереница мыльных опер скроенных по ее лекалам. Смотрящий такие сериалы человек забывал о своей телесности и становился существом бессмертным, что напоминает о страхе нарцисса перед угрозой смерти и желании вечного перерождения. Однако подобные сериалы заняли лишь определенную нишу, так и не став явлением массовым или культовым.

Первым культовым сериалом, появившимся в начале 1990-х, стал сериал Дэвида Линча — «Твин Пикс». В своем сериале Линч намеревался создать такую же мыльную оперу, однако привнес в этот жанр элементы своего авторского стиля. Филологи, в частности Евгений Жаринов в работе «Сериал как искусство», отмечают, что практически все современные сериалы отталкиваются именно от поэтики сериала «Твин Пикс», да и сами создатели сериалов этого не скрывают: такие сериалы, как, например, «Сопрано» и «Настоящий Детектив», напрямую цитируют Линча. Даже комедийные сериалы, например «Луи», берут на вооружение элементы техники, предложенной Линчем.

В чем же состоит та особенность сериала «Твин Пикс», которая породила культовость данного явления — сериал? Дэвид Линч привнес на телевидение артхаусное молчание и лучшие изобразительные средства европейского кинематографа. Дэвид Линч привнес артхаус на телеэкраны. Можно вспомнить, с чего начинается «Твин Пикс» — это долгие, трехминутные титры, под медленную музыку Бадаламенти. Такое зрелище сразу погружает зрителя в медитативное состояние, лишая его ощущения телесности, зритель уходит от всех своих проблем, на один час погружаясь в состояние медитации. Однако после финальных титров звучит яркий и громкий шум электричества, который мгновенно выводит зрителя из этого состояния.

Современный мир сериалов погружает человека в состояние медитации уже далеко не на один час. Сейчас сериалы можно смотреть сезонами, и если взглянуть на статистику, то станет очевидно, что большая часть зрителей просматривает весь сезон за один-два дня, полностью уходя из действительности.

Итак, исходя из вышесказанного, нам более не представляется надуманным тезис о том, что феномен сериала — это есть психологическая защита субъекта, работающая по типу примитивной изоляции — одной из наиболее ранних примитивных защит. Человек все дальше уходит из действительного мира в мир иллюзорный. Здесь уместно напомнить о том, что сериал выходит уже далеко за пределы монитора. Например, по поводу сериала «Твин Пикс» ежегодно, на протяжении порядка 25 лет собираются фестивали, где люди могут еще раз погрузиться в медитативное состояние бесконечного фантазийного действа.

Можно сделать вывод о том, что наше общество в целом становится все более шизоидным, все более погруженным в мир мечтаний и иллюзий, а сериалы выступают здесь лишь одним из симптомов, и все возрастающая популярность сериалов лишь подтверждает данный тезис.

Оригинал статьи опубликован в сборнике НРО ОППЛ "Психическое здоровье общества в постсовременном мире" (2016)

Если у вас есть какие-либо вопросы - то можете написать мне, вся информация есть во вкладке "контакты"

Литошенко Иван