Your browser version is outdated. We recommend that you update your browser to the latest version.

Литошенко Иван

Гайдай - Мертв?

Российский кинематограф сейчас находится не в самой завидной позиции. Со стороны блокбастеров – это Бондарчук и Михалков, со стороны комедии – это такие видные деятели как Сарик Андреасян, пытающийся перебраться в Голливуд. В общем, в российском массовом кино творится «не порядок». Хотя в целом сейчас ходят слухе о упадке жанра, выражающемся в постоянных цикличных, бесконечных боевиках, экранизациях комиксов и подростковой фантастики. Выходит, что не одна Россия попадает в эту пропасть.
Ситуация была бы уже совсем безнадежной, если бы не существовало такой площадки как Канны за рубежом. Но сейчас я хочу поговорить не о заграничных умельцах, а о наших. Конечно, тяжело назвать определенную площадку или фестиваль, подобный Каннам, только в РФ. Наверное, можно привести московский кинофестиваль, он не является исключительно нашей монополий, но тем не менее.
И так у нас в России существует определенный круг фильмов и режиссеров, которые известны зрителю и фильмы, которых показывают кинотеатрах. Среди них так же выделить некоторую борьбу. Большинство фильмов – «проходняк», существующие для сбора денег. Сбор денег происходит разными путями – от простого маркетинга,  до паразитирования на культовых картинах (Ирония Судьбы, Кавказская пленница и т.д.). Итого режиссеры и продюсеры этих фильмов делают все возможное для того, чтобы обеспечить массовость и денежный поток – остальное никого не волнует. Но есть и другая сторона, фильмы, которые увидишь не в каждом кинотеатре. Режиссеры этих фильмов, можно сказать наша «молодая гвардия», хотя многим из них далеко за 40. Противостояние носит очень яркую окраску. Я приведу пример, в одной семье Михалковых есть два брата, один из которых – Никита относится к первой категории, вечно нуждающихся в деньгах, и второй – Андрей. У одного фамилия матери, у другого – отца. И так, два брата находятся на разных полюсах и враждебны друг для друга. Но не в смысле житейских отношений, а в смысле кино. Я предлагаю сравнить их последние работы – Утомленные Солнцем 2 – Михалков и Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына – Кончаловского. Кончаловский явно встраивается в традицию российского кино начатую Тарковским.
Эти два имени являются, конечно, вершиной айсберга.  Что очень приятно в Российском кинематографе начинает налаживаться так называемый «кинопроцесс». Сейчас он еще слабо выражен, но его результаты уже на лицо. И так, несколько имен. Это во-первых конечно - Андрей Звягинцев успевший получить несколько пальмовых ветвей и даже номинацию на Оскар, Это - Алексей Мизгирёв, он снимает очень черное и злое кино, и кто говорит, что Звягинцев – «чернуха» видимо позабыл про этого автора. Третьего я хочу упомянуть – это Юрий Быков, тоже уже полюбившийся зрителям и получивший номинацию на пальмовою ветвь. И четвертый - Сергей Лобан. О нем я и хочу вести разговор более подробно.
После смерти Гайдайа локомотив нашей комедии совсем поник. Наши вечные молодёжные комедии считающие семя лучшими, но мало относящиеся к настоящему кинематографу. Единственный проблеск – Квартет И. И можно было бы наверное говорить о смерти комедии в России, если бы не неожиданный выход Сергея Лобана.
У него не самая богатая фильмография, в ней всего 5 фильмов из них 2 – это короткометражки, первый опыт режиссера. По ним можно проследить рост режиссера.  Он поистине – андеграунд российского кино. Его фильм «Пыль» был снят на смешную сумму в 3 000 долларов. В отличии Михалкова, который придумал большинство наших антипиратских законов, Лобан очень поддерживает пиратов.  На вопрос его отношения к интернет пиратам он сказал – «Как можно относиться к людям, которые проводят гигантскую работу ради того, чтобы мы имели бесплатный доступ к всемирной библиотеке знаний? Как можно относиться к людям, которые накормили миллионы людей, издыхающих от интеллектуального и культурного голода? Сказано же, что Иисус накормил пятью хлебами 5000 человек. Духовную пищу нельзя утаивать, нужно распространять знания. И наоборот, как можно относиться к людям, которые заинтересованы в том, чтобы большая часть населения пребывала в невежестве и мраке, чтобы из этого они могли извлекать свою прибыль. То, что подобные меры стимулируют производство, чушь собачья. Вот поэтому мы и изобрели «Напарапет» , чтобы барыги остались не у дел, а люди творческие могли бы сами отвечать за свое будущее» 
И так он снимает фильм на 3 000 долларов – это уже своеобразный мини-протест. Я говорю мини, потому что он остается незамеченным. Я напомню об еще одном не самом дорогом фильме – Голова-ластик – 100 000 долларов, для Голливуда смешной бюджет, так на него еще Линч и поработал чуть ли не доставщиком газет. И представьте эту техническую революцию чуть позже – фильм, который можно снять на телефон и за доли секунды залить в сеть для оценки зрителя. Это не плохо, это даже избавляет кино от всего не нужного. Кино перестает быть монополией больших корпораций.
Лобан – начинает объективировать труды философов ХХ века, таких как Делез, Бодрийяр, Леви-Стросс и т.д. О последнем даже упоминается в фильме «Шапито-шоу». Фильм пыль является такой же объективацией трудов этих философов, даже слоган говорит нам - «А что есть желание пылинки... какая-нибудь тупость…».
Лобан размышляет о таком феномене как «симулякр» и как квинтэссенция этих размышлений выходит фильм – «Шапито-Шоу». Это один фильм, разделенный на два, в каждом из этих двух еще по две новеллы, такая матрешка получается. Что важно – у большинства героев нет даже имени, например имя героя первой новеллы ограничивается его ником в интернете - Киберстранник, у многих же только фамилия или «звание», так в третьей новелле имя по сценарию Мамонова – Отец.
Первая новелла «Любовь» - рассказ о знакомстве в интернете парня и девушки. Они являют собой притяжение таких противоположностей, она – оптимистка, а он – пессимист, они различны практически во всем, за исключением, наверное, только своего одиночества. Как пример можно указать на один из диалогов «- Зачем все видеть в мрачном свете?; - А зачем вообще видеть?». Они вместе отправляются в Крым на отдых, автостопом. Всю новеллу мы наблюдаем за их приключением, она пытается наслаждаться жизнью, а он от нее укрыться. Здесь идея симулякра выражена собственно самим знакомством и монологом главного героя о необходимости виртуального мира, что только та можно показать себя настоящего.
Вторая новелла «Дружба» - в центре сюжета, как ни парадоксально, глухой певец. Он побеждает на конкурсе и так же отправляется в Крым. История полна важных мелочей о настоящей и фиктивной дружбе. И вообще эта история полная персонажей фикций – это и Сеня-пионер и звукорежиссер и т.д.
Третья новелла «Уважение» - в ней отец и сын, так же как и предыдущие герои отправляются в Крым. Важно здесь – отношения сына и отца. Отец – актер, которому не очень важен его сын, словно взял он его только для компании, сын отчаянно хочет снять свой фильм. Рассказывает идею отцу, на что тот на ходит режиссера, но полностью меняет концепцию фильма сына.
Четвертая новелла «Сотрудничество» - вот в этой то новелле весь фильм разгоняется на полную скорость. В этой новелле Лобан напрямую заявляет нам о его фильме как об истории симулякров. Молодой продюсер находит двойника Цоя и желает помочь тому заработать. Они едут в Крым для концертной деятельности. Он устраивает новому Цою грандиозную рекламную компанию, в которой прямо заявляет, что все вокруг является лишь копией.
Все эти четыре новеллы объединены одним местом – самим «Шапито-Шоу», это такая кульминация всего фильма. Можно даже считать историю этого Шоу отдельной, пятой новеллой. Это шоу – это такой своеобразный клуб «Силенсио» из Малхолланд Драйв. Здесь все ненастоящее, все – лишь запись. На одной сцене может выступать одновременно персонах из Космической Одиссеи 2001 года и рядом с ним – Мерлин Монро со своей частью из фильма Уайлдера. Но Монро даже поет не сама, на заднем плане видны настоящие исполнители этих песен.
На протяжении всего фильма персонажи пересекаются, и они все вместе оказываются в Шапито-Шоу во время начала концерта. В то время когда этот театр начинает полыхать. Поджег его наверное единственный более-менее настоящий человек в мире копий.
Как итог, Лобан прекрасно вписывается в традицию кинематографа. Смотря его фильмы можно сразу и не заметить, что они являются такими уж важными для просмотра. Он постоянно отсылает на своих коллег, это и небольшая считалка с именами Кубрика, Линча, Поланского. Это и бережно положенная кассета Германа и постер фильма «Голова-Ластик» на стене и т.д. Видно, что он пользуется наработками западных коллег, клуб Силенсио я уже упоминал, но не как плагиат, а как продолжение традиции.
И так, фильмы Лобана уже не раз сравнивались с фильмами Гайдайя и называли «русским Кафкой». Возможно не самые точные определения его творчества, но поднятие уровня комедии и вообще кинематографа в России в его лице определенно должно быть признанно.

Если у вас есть какие-либо вопросы - то можете написать мне, вся информация есть во вкладке "контакты"

Литошенко Иван